Региональная инновационная площадка
Тема инновационного проекта: Музей как современный ресурс образовательной среды педагогического колледжа
Тематическое направление: Организация воспитательной деятельности в контексте реализации обновленных ФГОС ОО
Цель проекта: Воспитание ценностного отношения у педагогов и обучающихся к историческому прошлому и современным достижениям в области дошкольного образования Новосибирской области через внедрение инновационной образовательной практики музея.
Задачи проекта:
1. Выявить и сохранить предметы музейного значения, имеющие учебную, научно-познавательную и воспитательную ценность для студентов и педагогов, сообщества дошкольных работников Новосибирской области.
2. Создать музейную экспозицию для представления материалов музея истории дошкольного образования Новосибирской области.
2. Способствовать развитию личностного роста студентов, воспитанию патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории области.
3. Применять материалы музея в образовательном процессе, формировать музейную компетентность педагогов и студентов.
5. Создать на базе музея сообщества студентов, преподавателей колледжа, ветеранов и педагогов дошкольного образования области.
6. Развивать публичность представления музейных предметов и коллекций.
Сроки реализации проекта: 2023- 2026 гг.
Программа инновационного проекта:
Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования Новосибирской области.
Мысль о создании музея возникла более пятидесяти лет назад. Об этом мечтала бывший директор педагогического училища №1 им. А. С. Макаренко (так прежде назывался наш колледж) В.И. Вельмакина. Делилась своими надеждами на страницах журнала «Дошкольное образование»: «Может быть, когда-нибудь создадим у себя в училище музей воспоминаний. Поставим старую мебель, которой были обставлены помещения училища, соберём там множество экспонатов, свидетельствующих о пройденном пути. Это будет музей истории и музей воспоминаний». Работа по созданию музея началась в 2019 году преподавателями – энтузиастами Ёлкиной Натальей Васильевной и Суминой Евгенией Иосифовной, позже к ним присоединились другие преподаватели и студенты. В Новосибирской области отсутствует музей истории дошкольного образования. В действующем Музее образования в НСО история дошкольного образования представлена лишь одиночными фотографиями. Проектируемый музей – подразделение Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А. С. Макаренко. Наше учебное заведение с 1937 года готовит кадры для дошкольных образовательных учреждений г. Новосибирска и области.
Новосибирская область славится достижениями в области дошкольного образования, успехами в подготовке педагогических кадров. В архивах детских садов разного вида и ведомств, детских домах, домах ребенка, семейных архивах хранится немало материалов, которые могут составить основной фонд создаваемого музея. В дошкольных образовательных организациях и учебных заведениях, готовящих специалистов в области дошкольного образования, работали и работают активные, целеустремленные, творческие люди, чей опыт и достижения должны быть достойно представлены в музейных экспозициях. Это люди – связующее звено между поколениями профессионалов: молодые специалисты должны знать и продолжать традиции, заложенные старшими поколениями.
6. Исходные теоретические положения, на которых строится проект.
Необходимость развития интереса в области истории дошкольного образования связана с социальным заказом на формирование духовно-нравственных ценностей, на развитие музейной педагогики. Музей является не просто местом для экспозиций, но и одним из воспитательных центров образовательного пространства, который способствует формированию ответственности за сохранение традиций, гордости за свою малую родину, чувства сопричастности к ее настоящему и прошлому. Музей призван быть интеграционным и координационным ресурсом патриотической, духовно-нравственной деятельности колледжа, связующей нитью между колледжем и другими учреждениями образования, культуры, общественных организаций.
В то же время, музей колледжа - это особая внутренняя культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Каждый участник образовательных отношений (студенты и преподаватели) находят что-то свое в музее истории дошкольного образования. Для кого-то музей, в первую очередь, - хранилище социальной памяти, а уж потом - образовательный процесс с разнообразными формами деятельности. Для другой части музей - это личности в истории колледжа и дошкольного образования, представляющие собой разные поколения. Безусловно, важны вещи, которые хранятся как памятники истории и культуры (музейные фонды). Музей представляет информацию в особой, специфической форме. Музей в нашем колледже - это и клуб, где собираются люди по интересам, и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Педагоги и студенты колледжа используют музей как архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных материальных носителях. Для некоторых музей - мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности педагогов разных исторических эпох. Самое главное, с нашей точки зрения, музей - храм с его духовным содержанием. В то же время, это структура, занимающаяся исследованиями, и место, где формируются знания подрастающего поколения.
Основная идея создания музея истории дошкольного образования Новосибирской области в колледже - комплексность его деятельности, важный показатель гражданской зрелости колледжа. Главное предназначение, с нашей точки зрения, - в гражданском патриотическом воспитании, в реализации социально-ценностного процесса, в осуществлении поисково-исследовательской деятельности.
· Организации – соисполнители проекта
· Контакты
ГКУ НСО НИМРО "Региональные инновационные площадки