Памятки студентам для успешной организации учебно-исследовательской работы
Памятка «Учись правильно выражать свои мысли»
- Чтобы научиться грамотно говорить, нужно научиться читать и слушать.
- Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
- Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
- Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
- Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов — это обедняет речь.
- Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
- Практикуй чтение вслух, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Памятка «Правила запоминания»
Чтобы разобраться в материале, в процессе чтения или слушания необходимо проводить активную мыслительную обработку материала. В этом случае запоминание будет результатом этой активной работы над материалом и без специальных усилий, направленных на запоминание, не потребуется.
Правила запоминания.
- Сосредоточься, нацелься на запоминание.
- Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
- Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
- Найди смысловые опорные пункты в материале, составь план, соотнеси эти пункты с планом.
- Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не нужно.
- Уясни, что ты уже знал и что узнал нового, и сравни новое с тем, что ты знал раньше.
- Произнеси несколько раз новые слова, даты.
- Проговори вслух формулировки выводов, законов.
- Воспроизведи весь материал по плану, стараясь мысленно вообразить прочитанное.
Памятка «Как делать записи в ходе слушания»
- Не начинай записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.
- Приступай к записи в тот момент, когда педагог, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
- Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, без которых не теряется главный смысл.
- Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
- Если в лекции тебе что-то непонятно, оставь место в тетради, после урока обратись за объяснением к преподавателю.
- Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.).
- Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращения оставляй место, чтобы закончить запись дома.
- В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.
Памятка «Требования и рекомендации к записи и оформлению текста»
Запись должна быть удобочитаемой.
1. Она должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста.
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
- подчеркивание и отчеркивание (заголовков, подзаголовков, выводов смысловых слов, основных терминов и понятий). Для выделения следует использовать не более 2—3 цветов;
- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
- простую и сквозную нумерацию;
- выделение текста с помощью рамки (определения, формулы, правила, законы).
Со временем у вас выработается своя система выделений.
3. При записи текста необходимо пользоваться: общепринятыми сокращениями;
- НТП — научно-технический прогресс;
- НОТ — научная организация труда и т.д.
Знаковыми сокращениями:
- (!) — важное место, обратить особое внимание;
- (?) — сомнение, надо проверить;
- (+) — положительно;
- (-)— отрицательно;
- > — больше, более чем;
- < — меньше, менее чем.
Сокращения, при которых используются только согласные звуки слова:
- пр. вс. — прежде всего;
- птч. — потому что;
- м.б. — может быть;
- д.б. — должно быть и т.д.;
сокращения, когда используются буквы только начала или начала и конца слова (особенно если слово часто употребляется):
- р-я — реакция;
- разв-е — развитие;
- сод-ие — содержание;
- эк. — экологический;
- ч-к — человек и т. д.
4. При оформлении записи лекции в тетради рекомендуется:
- оставлять поля (не менее 8 клеток) с левой стороны страницы. Они предназначены для фиксирования даты, ключевых, опорных слов, сигналов, выводов, используемых источников, дополнительной литературы, для ссылок, пометок и др.;
- использовать в основной записи лекции (с правой стороны) пасту разного цвета, подчеркивание, заключение в рамку, стрелки, указатели, простейшие схемы, сокращения и др.;
- выделять в абзацы смысловые куски строго;
- вести нумерацию страниц.
Памятка «Как работать над понятием»
Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.
Последовательность действий.
- Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
- Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
- Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
- Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.
Памятка «Как разъяснять теорию»
Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.
Последовательность действий.
- Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
- Назови основные понятия, положения теории.
- Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
- Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
- Назови области практического применения данной теории.
Памятка «Как разъяснять закон»
Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
Последовательность действий.
- Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
- Опиши пути открытия закона.
- Приведи формулировку закона.
- Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.
- Приведи доказательства в пользу существования закона.
- Назови области практического применения данного закона
Памятка «Как изучать явление»
Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
Последовательность действий.
- Изучи внешние признаки явления.
- Изучи условия, при которых оно обнаруживается.
- Изучи сущность явления и механизм его протекания.
- Найди связь с другими явлениями.
- Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).
- Рассмотри использования явления в практике.
Памятка «Как проводить сравнение»
Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
Порядок сравнения.
- Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».
- Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
- Выдели существенные признаки каждого предмета.
- Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
- Выясни все признаки сходства и различия объектов.
- Найди и объясни причины их сходства и различия.
Памятка «Как проводить анализ»
Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа.
- Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.
- Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
- Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка «Как проводить синтез»
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Порядок синтеза.
- Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».
- Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
- Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Памятка «Как проводить обобщение»
Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Порядок обобщения.
- Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
- Определи их сходство.
- Установи связь между ними.
- Сформулируй общий вывод.
Памятка «Как проводить наблюдение»
- Осмысли цель наблюдения.
- Уточни предмет наблюдения.
- Разработай план наблюдения.
- Определи форму записи наблюдаемых явлений.
- Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.
- При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
- Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.
- При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
- Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).