Завершилась очередная преддипломная практика. Для нас, преподавателей, это уже седьмая по специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании, а для девушек-студенток выпуска 2012 года – первое квалификационное испытание. Позади шесть недель волнений молодого учителя, бессонных ночей подготовки к урокам, сомнений в правильности выбранной профессии, страха перед необходимостью общения с родителями учеников. Пришла пора оценивать результаты.

 

На конференции по итогам практики каждый стремился поделиться собственным опытом, пусть небольшим, но таким личностно значимым! Здесь мы услышали и рассказ о наиболее эффективных, «работающих» в конкретных условиях технологиях обучения (Левантовская А.), и анализ «плюсов и минусов» интерактивной доски как средства обучения (Гречаник К.), и размышления о необходимости работы учителя с родителями младших школьников (Захарова А), и откровения о сложностях учительской профессии (Огнева Е., Калижникова Т.) и проблемах малокомплектной сельской школы (Скорынина Т.). 

С профессиональным интересом говорили выпускники о своих учениках, об особенностях индивидуально-коррекционной работы и ее результатах, о нетрадиционных уроках и необычных внеклассных мероприятиях. На конференции звучали слова благодарности учителям базовых школ № 156 и № 210 г. Новосибирска за доброжелательность, открытость, готовность делиться секретами педагогического мастерства.

Педагогическая преддипломная практика отличается от подобных практик студентов других учебных заведений специфичностью, сложностью, преимущественной интеллектуальностью педагогического труда. Эта практика заставила нынешних выпускников педагогического колледжа задуматься о самосозидании. «Как многого я еще не знаю, как многому мне надо учиться!» - к такому выводу пришло немало участников конференции. Иронично прозвучала на конференции реплика, что «иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Вот уж, действительно, в каждой шутке есть доля правды.

Если раньше теоретически было усвоено, что главная цель любого урока – это воспитание человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир, то ежедневно на преддипломной практике выявилось, что порой выпускникам недоставало элементарных знаний, общей культуры для достижения этой цели. Вот тогда-то, на практике, возникало сожаление о пропущенных ранее учебных занятиях, о непрочитанных вовремя книгах. Но, как говорится, близок локоть, да не укусишь… Более того, практика этого года показала, что далеко не все выпускники готовы к ежедневному систематическому кропотливому труду, поэтому были и эмоциональные срывы, и даже, как в спорте, сходы с дистанции.

Завершилась преддипломная практика… Мы читаем отчеты студентов, в которых не сухие слова, а профессиональные размышления о сути учительского труда, радость первых профессиональных достижений, боль профессиональных поражений…

Да, права Аня Левантовская, призер конкурса «Выпускница 2012 года», написавшая в своем эссе: «Понимаете, невозможно привить любовь к науке, если ты сам не интересуешься ею, если ты не можешь заинтересовать ребенка великими открытиями или глубокими мыслями ученых, потому что сам не владеешь ими.

Стыдно должно быть не за то, что не знаешь, а за то, что не хочешь узнать».

Пройдут годы, а эта практика останется в памяти наших выпускниц, для кого-то – ярким мгновение, для кого-то – долгим мучением. И для тех, кто решил, что он непременно будет учителем, для моих юных коллег, это стихотворение:

Учитель! Он всегда в дороге -
В заботах, поиске, тревоге -
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись! 

(И. Дружинин)

 Ёлкина Н.В., отличник народного образования, преподаватель